Boeing 737

Продукт
Разработчики: Boeing (Боинг)
Отрасли: Транспорт

Содержание

2019

Россия подала к Boeing первый в мире иск из-за самолётов 737 MAX с бракованным ПО

26 августа 2019 года стало известно о первом иске, который подал клиент к Boeing в связи с эксплуатацией самолётов 737 MAX с бракованным программным обеспечением, из-за которого произошли авиакатастрофы.

Этим клиентом оказалась российская лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» (АКС; на 100% принадлежит госкорпорации «Ростех»), пишет издание Financial Times (FT) со ссылкой на иск, направленный в суд округа Кук города Чикаго.

Структура «Ростеха» готова урегулировать спор с Boeing во внесудебном порядке
Структура «Ростеха» готова урегулировать спор с Boeing во внесудебном порядке

В АКС говорят, что из-за аварий и приостановлении полетов 737 MAX 8 даты поставки лайнеров пришлось перенести с октября 2019 года на март 2022 года. Компания уже оплатила аванс и теперь несёт потери.

Истец требует расторгнуть контракт на покупку 35 самолетов Boeing 737 Max 8 и выплатить $115 млн компенсации (в том числе $35 млн предоплаты и $75 млн упущенной выгоды), а также штрафы, в несколько раз превышающие компенсации.

Адвокат российской компании Стивен Маркс заявил, что в Boeing уже предлагали компенсацию его клиенту, но она была несоразмерной. АКС заявила о готовности решить спор с Boeing без суда.

В АКС утверждают, что две катастрофы (в Эфиопии и Индонезии) с Boeing 737 MAX были вызваны «небрежными действиями и решениями» концерна, который разработал «дефектный» лайнер и утаил эту информацию от американских регуляторов. По версии истца, информацию о лётной пригодности модели скрыли от покупателей и пилотов намеренно.

Как отмечает FT, речь идёт о первом иске по поводу отмены заказа на 737 Max. До этого несколько авиакомпаний только говорили о планах требовать от Boeing компенсацию за простой своих лайнеров. В их числе были китайские перевозчики, а также европейский Norwegian Airlines. В отчете Boeing говорилось, что компания ведет переговоры со своими клиентами и зарезервировала $4,9 млрд на покрытие потенциальных претензий.[1]

ПО для разбившихся самолётов Boeing создавали индийцы

В конце июня 2019 года стало известно о том, что программное обеспечение для разбившихся самолетов Boeing 737 Max создавали индийские низкоквалифицированные программисты. Для разработки софта американская компания пользовалась услугами аутсорсинга.

Как сообщает Bloomberg со ссылкой на сотрудников Boeing, из-за сокращения расходов руководство компании увольняло профессионалов и нанимало на их места людей без необходимых знаний и опыта в аэрокосмической отрасли.

Boeing массово сокращала квалифицированный персонал и отдавала работу на аутсорсинг малоопытным инженерам, которые зачастую работали всего $9 в час
Boeing массово сокращала квалифицированный персонал и отдавала работу на аутсорсинг малоопытным инженерам, которые зачастую работали всего $9 в час

Например, как рассказал бывший программист Boeing Марк Рабин (Mark Rabin), индийская ИТ-компания HCL Technologies, сотрудничавшая с корпорацией, брала на работу недавних выпускников вузов. Молодые специалисты писали коды с отклонениями от установленных норм.

По словам Рабина, работа над программным обеспечением шла медленно, так как требовала множества согласований и исправлений из-за плохо написанного кода.

Сотрудники из индийских компаний также помогали проводить летные испытания Boeing. Один из бывших сотрудников HCL написал о том, что у печально известной модели 737-Max не было проведено достаточного количества испытаний, что привело к нескольким авиакатастрофам

Собеседники информагентства говорят, что решение Boeing привлечь для работы индийцев могло преследовать и другие цели помимо сокращения издержек. Например, именно эта стратегия могла принести Boeing контракт от Индии на покупку военных и гражданских самолетов объемом $22 млрд, который американцы получили в январе 2017 года.

В Boeing заверяют, что компания доверяла инженерам из HCL разработку системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), с который связывают катастрофы рейса JT-610 Lion Air возле Джакарты в октябре 2018 и рейса ET302 Ethiopian Airlines под Аддис-Абебой в марте 2019-го.[2]

Крушение самолетов из-за отсутствия симуляторов для пилотов, которых обучали только в программе для планшета iPad

В октябре 2018 года и марте 2019-го произошли крушения самолетов Boeing 737 MAX — в Индонезии и Эфиопии соответственно. В общей сложности погибло 346 человек, в том числе граждане России.

В марте 2019 года стало известно о слабой подготовке пилотов перед началом управления Boeing 737 MAX. Вместо дорогостоящих симуляторов они использовали лишь приложение в iPad.

Как пишет издание The New York Times, летчики узнавали о Boeing 737 MAX в двухчасовом учебном курсе в iPad-программе от Boeing, а также использовали свой опыт для создания 13-страничного справочника по различиям между этой модели самолета и его предшественником, включая изменения в дисплеях и двигателях. В учебных материалах не упоминалось новое программное обеспечение.

Пилоты разбившихся Boeing 737 Max учились управлять самолетом на iPad вместо дорогих симуляторов
Пилоты разбившихся Boeing 737 Max учились управлять самолетом на iPad вместо дорогих симуляторов

В случае с другими новыми авиалайнерами пилоты, как правило, готовятся к полетам на дорогом технически продвинутом оборудовании, которое реалистично имитирует управление самолетом и обучает новым функциям.

Представители профсоюзов пилотов из Southwest Airines и American Airlines неоднократно обращались в Boeing с просьбой создать симулятор для модели Boeing 737 MAX, однако компания совместно с Федеральным управлением гражданской авиации США решили, что пилоты не нуждаются в дополнительной подготовке. Они посчитали, что их достаточно проинформировать о возможных проблемах и о том, как будет работать новое ПО.

О том, что система автоматически толкает нос Boeing 737 MAX вниз при определенных обстоятельствах, пилотов никто не уведомлял, отмечает газета.

«
Они строили самолет и все еще дорабатывали его. Данные для создания симуляторов не были доступны до того момента, когда он уже был готов к полету, — рассказал представитель Ассоциации южных авиалиний (the Southwest pilots association) Грэг Боуэн.
»

[3]

2018: Дрон пробил носовую часть идущего на посадку Boeing 737

В декабре 2018 года стало известно о том, что пассажирский самолет Boeing 737-800, принадлежащий авиакомпании Aeromexico, получил повреждения носовой части при посадке в аэропорту Тихуаны в Мексике. Причиной этому стало столкновение с беспилотным летательным аппаратом.

Как сообщает информационное агентство Bloomberg, незадолго до приземления экипаж самолета, выполнявшего рейс из Гвадалахары в Тихуану, услышал звук сильного удара и попросил командно-диспетчерский пункт проверить, не поврежден ли нос. К счастью, посадка прошла нормально, и никто не пострадал.

В Мексике дрон врезался в нос пассажирского самолета при посадке
В Мексике дрон врезался в нос пассажирского самолета при посадке

После приземления выяснилось, что у самолета повреждена носовая часть фюзеляжа. Предварительное расследование показало столкновение с дроном. Хотя закон запрещает дронам летать в районе аэропортов, огромное количество небольших устройств не отслеживаются на радарах, а владельцы беспилотников не знают правил их использования или пренебрегают ими.

В ноябре 2017 года в Аргентине Boeing 737-800 столкнулся с дроном при заходе на посадку в аэропорту Буэнос-Айреса. Самолет направлялся из города Трелью, при столкновении он получил небольшие повреждения носовой части.

Дрон пробил носовую часть Boeing 737 во время полета
Дрон пробил носовую часть Boeing 737 во время полета

По состоянию на 17 декабря 2018 года Национальный совет по безопасности транспорта США (FAA) расследовал одно подтвержденное столкновение в воздухе с участием беспилотника. В сентябре 2017 года армейский вертолет столкнулся с небольшим устройством в штате Нью-Йорк, однако это нанесло ему незначительный ущерб.

Тогда эксперты сделали вывод о том, что БПЛА способны наносить самолетам больший ущерб, чем птицы аналогичного размера, поскольку они содержат металлические детали. Исследование показало, что возможно значительное повреждение ветровых стекол, крыльев и хвостовых поверхностей самолетов.[4]

1988: Срыв крыши у пассажирского самолета во время полёта

Авиалайнер Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял внутренний рейс AQ 243 по маршруту Хило—Гонолулу, а на его борту находились 6 членов экипажа и 89 пассажиров. Но через 23 минуты после взлёта у самолёта внезапно сорвало значительную часть конструкции фюзеляжа в носовой части, в результате чего пассажиры и стюардессы подверглись действию набегающего потока воздуха и кислородному голоданию, погибла одна бортпроводница. Пилоты благополучно посадили самолёт в аэропорту Кахулуи острова Мауи. Выжили 94 человека, 65 из них получили ранения.

Срыв крыши у самолёта рейса 243 — хороший пример, зачем надо быть пристёгнутым в течении всего полёта. Происшествие с Boeing 737 над Кахулуи, 28 апреля 1988 года.
Срыв крыши у самолёта рейса 243 — хороший пример, зачем надо быть пристёгнутым в течении всего полёта. Происшествие с Boeing 737 над Кахулуи, 28 апреля 1988 года.

Окончательный отчёт расследования был опубликован 14 апреля 1989 года.

Согласно отчёту, причинами аварии стали:

  • коррозия металла,
  • плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа,
  • усталость заклёпок,
  • повреждения металла фюзеляжа (из-за множества циклов «взлёт-посадка»; самолёт совершал только короткие рейсы).

Примечания



ПРОЕКТЫ (1) ИНТЕГРАТОРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (3)

ЗаказчикИнтеграторГодПроект
- Boeing (Боинг)
HCL Technologies---Описание проекта