Яндекс.Taxi Беспилотный автомобиль

Продукт
Разработчики: Яндекс (Yandex), MLU B.V. (Яндекс.Такси)
Дата премьеры системы: 2017
Отрасли: Интернет-сервисы,  Транспорт
Технологии: Системы видеоаналитики

Содержание

Основная статья: Беспилотные автомобили в России

2020

Себестоимость беспилотных авто «Яндекса» сократилась вдвое

3 июня 2020 года себестоимость беспилотных автомобилей «Яндекса» сократилась вдвое. Благодаря этому компания рассчитывает быстро увеличивать количество такого автотранспорта, тестируемого на дорогах общего пользования.

«
Мы от второго [поколения] уменьшились в два раза. Второе [поколение] уже стоило дешевле сотни [тысяч долларов], сейчас мы еще вдвое упали, — сообщают «Вести» со ссылкой на директора по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артёма Фокина. — По большому счету, когда машину обвешивают оборудованием и она может ездить сама, получается новый объект, по свойствам эквивалентный машине с двумя водителями. И эта штука уже выгоднее, чем зарплата двух водителей.
»

Беспилотный автомобиль «Яндекса» на базе Hyundai Sonata

К началу июня 2020 года «Яндекс» перешёл на четвёртое поколение самоуправляемых машин и планирует выводить их на улицы всех российских городов, в которых компания уже испытывает их. Сюда входят Москва и Иннополис в Татарстане.

По словам Фокина, к началу 2020 года у «Яндекса» было около 100 робомобилей, а к концу декабря этот парк планируется увеличить до 200 «или чуть больше по всему миру». Причем компания намерена наращивать число беспилотных авто за счёт модели Hyundai Sonata. Прежде для тестирования автопилота «Яндекс» применял гибридные Toyota Prius.

Артём Фокин отметил, что при выходе на массовое производство объёмы будут гораздо больше. Изменятся и порядок цен на сенсоры и оснащение.

«
Конечно же, нам интересно договориться со всеми таким образом, чтобы машины уже с завода шли укомплектованные всем необходимым оборудованием. Чтобы мы могли залить туда свой софт, периодически обновлять и обслуживать, и больше не отвлекаться на трудоемкие механические работы, — сообщил он, добавив, что на это нужно около трех-четырех лет.[1]
»

«Яндекс» представил четвёртое поколение беспилотных автомобилей

2 июня 2020 года «Яндекс» представил четвёртое поколение беспилотных автомобилей. Они созданы совместно с компанией Hyundai Mobis.

Самоуправляемая машина, построенная на модели Hyundai Sonata, получила доработанные Hyundai Mobis электронные блоки управления автомобиля с учетом задач автономного вождения. Инженеры «Яндекса», в свою очередь, усовершенствовали в автомобиле набор сенсоров.

Компания «Яндекс» представила новое поколение своих беспилотных автомобилей, которое создали совместно с компанией Hyundai Mobis

На крыше появились радары для более точного распознавания машин впереди и сзади, а лидары на передних крыльях лучше различают пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. Кроме того, в новом поколении беспилотников увеличено число камер (с 6 до 9), в том числе добавлены с разным фокусным расстоянием.[2]

Как рассказала Engadget представитель «Яндекса» Юлия Шейко, несмотря на добавление нового оборудования, расходы на оснащение снизились наполовину по сравнению с предыдущим поколением беспилотных авто, созданным в 2018 году.

«
Если смотреть на беспилотное Hyundai Sonata как на потенциальное такси, то в течение среднего срока жизни автомобиля в три года стоимость установки оборудования экономически эффективнее, чем использование автомобиля и затраты на двух водителей с восьмичасовыми сменами, — сообщил «Коммерсанту» директор по развитию бизнеса направления беспилотных автомобилей Артем Фокин.
»

К началу июня 2020 года парк беспилотников «Яндекс» совершил суммарный пробег в 5 млн км против 1 млн км осенью 2019-го. Испытания проходят не только в России, но также в Израиле и США.

К концу 2020 года «Яндекс» намерен построить 100 беспилотных автомобилей четвёртого поколения на базе Hyundai Sonata. К началу июня создано пять таких робомобилей.

Аналитики VTB Capital оценивают в $60 тыс. покупку и оснащение одного беспилотного автомобиля. Однако при использовании российской компанией собственных лидаров эта сумма, скорее всего, значительно снизится, считают эксперты. «Яндекс» подтверждает разработку собственных лидаров, но к началу июня не использует их.

2019

«Яндекс» начал использовать в беспилотных авто лидары и камеры собственного производства

В середине декабря 2019 года стало известно о том, что «Яндекс» начал использовать в беспилотных автомобилях лидары и камеры собственного производства. В компании утверждают, что её решения наполовину дешевле иностранных аналогов.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Яндекса», к 16 декабря первые самоуправляемые машины, оборудованные новыми сенсорами, проходят испытания. Такие же устройства найдут применение в автономных роботах-доставщиках «Яндекс.Роверы».

«Яндекс» начал использовать в беспилотных автомобилях лидары и камеры собственного производства

В беспилотный автомобиль устанавливаются три основных вида сенсоров: камеры, радары и лидары. Последний сенсор сканирует пространство с помощью лазерных лучей, которые отражаются от объектов и создают трехмерную картину окружающей среды, в отличие от камер, его работа не зависит от условий освещения, а также дает гораздо больше информации об объекте, чем радар.

К середине декабря 2019 года «Яндекс» ведет работу над двумя типами лидаров: первый с обзором 360 градусов собирает информацию об объектах вокруг беспилотного автомобиля; второй — твердотельный лидар, который имеет угол обзора 120 градусов. Помимо этого, на беспилотные автомобили устанавливаются камеры, которые также разрабатываются «Яндексом», и специальные радары.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» в начале разработок стоил более $150 000. В середине 2019 года его цену удалось снизить до $100 000, а к концу года — до $90 000. Но всё равно больше половины этой суммы составляют системы беспилотного управления автомобилем, из них львиная доля уходит на лидары. Стоимость одного такого датчика колеблется от $10 000 до $25 000, при этом на одну машину инженеры «Яндекса» устанавливают по четыре сенсора разной стоимости.

В «Яндексе» заявляют, что после начала серийного производства лидаров можно будет сэкономить до 75%.[3]

Беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП

12 ноября 2019 года беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП на Аминьевском шоссе в районе Проектируемого проезда №493 в Москве. Об этом агентству ТАСС рассказали в компании.

Согласно заявлению «Яндекса», авария произошла по вине водителя, находившегося за рулем машины с автопилотом. После случившегося водитель был отстранён от участия в тестировании, хотя в результате ДТП никто не пострадал, а транспортные средства получили незначительные повреждения.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП на Аминьевском шоссе в районе Проектируемого проезда №493 в Москве

Отмечается, что в момент столкновения автомобиль «Яндекса» был в режиме ручного управления, но водитель не успел затормозить перед впередиидущей машиной.

К середине ноября 2019 года в Москве тестируется 69 беспилотных машин «Яндекса». В соответствии с постановлением правительства по тестированию беспилотников, каждый автомобиль застрахован на 10 млн рублей.

Как отмечает пресс-служба «Яндекса», за два года тестирования уже были единичные случаи ДТП с беспилотниками компании, но они происходили по вине других водителей.

В частности, в июне 2018 года на Трубецкой улице в Москве беспилотный автомобиль притормозил перед пешеходным переходом, а водитель, ехавший за ним, на стал этого делать и врезался в машину сзади.

Другой инцидент с беспилотником «Яндекса» произошел летом 2019 года: тогда тестовая машина выехала за стоп-линию на красный сигнал светофора, нарушив ПДД. В случившемся также обвинили водителя.

Беспилотные автомобили «Яндекса» к сентябрю 2019 года в рамках испытаний проехали более 1 млн км по дорогам России и Израиля. Машины с автопилотом научились самостоятельно передвигаться в условиях загруженного московского трафика, а также маневрировать по узким улицам Тель-Авива. Испытания велись в разных погодных условиях, в том числе в снег и в дождь.[4]

Создание отдельной компании для развития беспилотных авто — «Яндекс.СДК»

В конце октября 2019 года стало известно о создании компанией «Яндекс.Такси» отдельной дочерней структуры, которая сосредоточится на развитии беспилотных автомобилей. Подробнее здесь.

2018

Первые 1000 поездок в Иннополисе

1 ноября 2018 года Министерство информатизации и связи республики Татарстан сообщило, что через 2 месяца после запуска тестовой зоны беспилотных автомобилей в Иннополисе беспилотник Яндекс.Такси совершил свою тысячную поездку. Чаще всего жители города пользовались беспилотным транспортом, чтобы доехать в университет и технопарк. Ежедневно автомобиль совершает в среднем 20 поездок, продолжительность каждой – в пределах 10 минут.

Беспилотное такси

Беспилотное такси протестировал президент РТ Рустам Минниханов. Соглашение о развитии беспилотного транспорта в республике подписали генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина и заместитель Премьер-министра Татарстана - министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов.

«
Показательно, что тестовая зона беспилотников от Яндекс.Такси открылась именно в Татарстане, который давно стал местом, где происходит апробация и внедрение современных технологий. Мы также включились в работу по развитию и дальнейшему внедрению этих технологий на транспорте в целом по стране. Так, мэр Иннополиса входит в состав федеральной рабочей группы по законодательному и административному регулированию Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет», которая вырабатывает предложения, в том числе, и по беспилотному транспорту. Также мы предложили помощнику Президента РФ Игорю Левитину определить территорию Татарстана в качестве пилотной зоны для тестирования беспилотных транспортных средств. Мы надеемся, что в дальнейшем это будут также и собственные наработки Университета Иннополис, и решения КАМАЗ.
Роман Шайхутдинов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи
»

Пользоваться беспилотным автомобилем Яндекс.Такси могут все взрослые жители города, которые дали согласие на участие в тестировании. На ноябрь 2018 года в России работают уже две тестовые зоны, где можно ездить на беспилотнике Яндекс.Такси: вторая с осени 2018 года запущена в подмосковном "Сколково".

Тестовая зона на территории "Сколково"

В октябре 2018 года «Яндекс» подписал соглашение о создании тестовой зоны для передвижения автомобиля на территории «Сколково». Там беспилотник можно будет вызвать прямо в приложении «Яндекс.Такси».

«Яндекс» решил создать тестовую зону именно в "Сколково" так как компании интересно понять, как беспилотник будет работать в среде, которая постепенно становится стандартом городского устройства.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» будет свободно ездить по территории. Чтобы вызвать его, нужно открыть приложение «Яндекс.Такси»: сервис сам определит местоположение пользователя и, если тот находится на территории наукограда, предложит услугу поездки на беспилотнике наравне с обычными тарифами.

Чтобы воспользоваться услугой, нужно принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей. Еще нужно быть старше 18 лет — беспилотник катает только взрослых пассажиров. Время ожидания машины будет зависеть от спроса.

Самоуправляемый автомобиль строго соблюдает правила дорожного движения, определяет и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и при необходимости экстренно тормозит — в общем, умеет все, что делают обыкновенные машины с водителем за рулем. При этом в «Яндексе» понимают, что беспилотники — непривычное явление на дорогах. Поэтому в салоне автомобиля всегда будет находиться инженер-испытатель, следящий за его движением[5].

«Яндекс» договорился с властями Москвы о развитии беспилотного транспорта

17 июля 2018 года «Яндекс» объявил о заключении с властями Москвы соглашения о развитии беспилотного транспорта в городе. Договор сроком на пять лет с возможностью продления был подписан на Московском урбанистическом форуме.

Детали договоренностей стороны будут обсуждать позднее, однако уже известно, что совместная работа с властями позволит подготовить законодательную базу для внедрения беспилотных автомобилей на улицах Москвы. В результате испытывать прототипы робомобилей в реальных условий станет проще.

Москва подключила «Яндекс» к развитию беспилотных автомобилей

Как пояснили в столичной мэрии, в рамках соглашения планируется создать стандарты, которые, в частности, будут определять ответственность при ДТП, чтобы было понятно, кто виноват в аварии: программист, написавший программное обеспечение, или сам робот под каким-то номером, или производитель. Также предстоит определить технические стандарты, например, на какой частоте должен передаваться сигнал светофора прямо в машину.

Подписанный документ предусматривает развитие и внедрение в Москве технологий беспилотного управления на всех видах городского пассажирского транспорта и формирование бизнес-моделей при оказании услуг с использованием самоуправляемых машин.

Кроме того, будут развиваться технологии телематических транспортных и интеллектуальных автомобильных систем и услуги на их основе. Будут подготовлены кадры в этой сфере, а также предусматривается разработка и апробация решений, связанных с кибербезопасностью при эксплуатации беспилотного транспорта.

Предполагается, что высокоавтоматизированные и беспилотные транспортные средства будут разрабатываться с применением преимущественно российских технологий. Безопасность проведения тестовых испытаний беспилотного транспорта обеспечат комплексная схема организации дорожного движения и интеллектуальная транспортная система.[6]

Испытания на маршруте Москва-Казань: 789 км на автопилоте

Беспилотный автомобиль сервиса «Яндекс.Такси» самостоятельно самостоятельно преодолел расстояние между Москвой и Казанью. Об этом написала «Российская газета».

В автомобиле все время находился опытный пилот, который наблюдал за поведением беспилотника. Однако 99% пути машина проехала сама. Всего беспилотное транспортное средство преодолело расстояние в 789 километров за 11 часов.

Это первые испытания новинки в условиях настоящей дороги. При этом автомобиль успел «побывать» в разных погодных условиях — под палящим солнцем и под дождем. На протяжении менялось качество асфальта и разметки, а трасса то сужалась, то расширялась. Кроме того, машина ехала как темное, так и в светлое время суток.

Зимние испытания в Москве

В феврале 2018 года, после снегопада в Москве, прошло испытание прототипа беспилотного автомобиля, который разрабатывает «Яндекс.Такси». Об этом говорится в пресс-релизе компании (есть у РБК).

В водительском кресле беспилотника, который передвигался по заснеженным улицам столицы, находился водитель-испытатель, однако поездка проходила полностью в автоматическом режиме. Испытания проходили в районе Хамовники, где расположен главный офис «Яндекса».

«Нам важно обучить беспилотные автомобили передвигаться в разных метеоусловиях, в том числе и зимой, которая на большей части территории России длится достаточно долго. У поездок в холодное время года свои особенности. Во-первых, беспилотнику нужно уметь преодолевать трудности, с которыми сталкиваются обычные водители. Прежде всего это снег и лед», — говорилось в пресс-релизе.
«Во-вторых, особые требования зимой предъявляются к обработке видеопотока с камер. Изображение с обилием белого сильно отличается от картинки, которую беспилотник «видит» летом. Зимой сложнее выявить очертания дороги, считать дорожную разметку и знаки», — пояснили в компании.

До того как беспилотник испытали на дорогах общего пользования, команда разработчиков совершила множество тестовых заездов на полигоне, в том числе и в условиях зимы.

2017

Демонстрация беспилотника Президенту Путину

21 сентября 2017 года президент России Владимир Путин посетил московский офис «Яндекса». Визит был приурочен к 20-летнему юбилею «Яндекса». Президенту показали беспилотный автомобиль, разработанный «Яндексом». Путин понаблюдал, как гибридный автомобиль Toyota Prius тронулся и поехал по внутреннему двору компании.

Подробнее о визите президента здесь.

Тестирование прототипа беспилотного такси

В мае 2017 года компания «Яндекс» представила прототип беспилотного такси собственной разработки. Двухминутное видео, на котором показано тестирование автомобиля, было выложено в Сеть 30 мая 2017 г. На видео авто с пустым водительским креслом справляется с такими задачами, как подобрать пассажира, завернуть за угол здания или объехать расставленные на дороге цистерны.

Тестирование проводилось на пустынном участке дороги, испытать автопилот в условиях городского трафика компания собирается в 2018 г. Конечная цель проекта — создать беспилотный автомобиль пятой категории, самой высокой в классификации беспилотников. Эта категория предполагает полное невмешательство человека в процесс вождения.

По словам Дмитрия Полищука, главы проекта по созданию беспилотного «Яндекс.Такси», автомобили без водителя круто изменят транспортное сообщение уже в ближайшие 10 лет. Многие компании развивают проекты в этой области, но большинству не хватает либо ресурсов, либо собственных разработок, либо инженерно-технического опыта, отмечает Полищук[7].

Автопилот был создан на базе собственных технологий «Яндекса», таких как компьютерная картография, навигация в реальном времени, компьютерное зрение и распознавание объектов. Все эти разработки долгое время использовались в других сервисах компании, пишет «Яндекс» в своем блоге. Некоторые из них сейчас решают новые задачи: например, компьютерное зрение, которое раньше помогало искать одинаковые изображения в результатах поиска, теперь распознает дорожные знаки и ищет свободные слоты на парковке.

В условиях сложного городского трафика автопилот «Яндекса» сможет самостоятельно принимать решения, за это отвечают фирменные алгоритмы, искусственный интеллект и машинное обучение. Как пояснили ресурсу TechCrunch в «Яндексе», это стало возможным благодаря анонимным данным, полученным от пользователей сервиса «Яндекс.Навигатор». Сервис собирает информацию о пробках, происшествиях, ограничениях скорости и других дорожных обстоятельствах.

Что касается железа, то «Яндекс» использует в проекте как свои наработки, так и распространенную продукцию известных производителей, пишет TechCrunch. На видео можно заметить GPU Nvidia в самом автомобиле, а также лидар Velodyne на крыше. Сейчас «Яндекс» ведет с партнерами переговоры о создании кастомного железа под проект.

2016

«Яндекс» собирается запустить в столице беспилотное такси

Ожидается, что проект будет реализован на базе сервиса «Яндекс.Такси». Как сообщила в сентябре 2016 года сетевому изданию m24.ru руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставиская, сейчас компания ведёт переговоры с несколькими представителями автомобильной промышленности. Предметом обсуждений является старт тестирования системы полуавтономного управления машиной[8].

Кроме того, Ставиская отметила, что «Яндекс.Такси» видит большой потенциал в интегрировании службы интеллектуального распределения заказов и беспилотных автомобилей.

Старт разработки беспилотных автомобилей

В феврале 2016 года стало известно о планах «Яндекса» разрабатывать беспилотные автомобили. Компания намерена стать одним из пионеров рынка технологий автономного управления транспортными средствами.

Как пишут «Ведомости», на сайте «Яндекса» появилось объявление о вакансии разработчика-исследователя, которому предстоит заниматься технологиями распознавания светофоров, знаков, полос и разметки, машин и других участников дорожного движения. Также «Яндекс» хочет научиться сопоставлять поток входящих данных с камер и радаров, моделировать окружающие объекты, следить за ними и предсказывать поведение, планировать и исполнять маневры, говорится в сообщении компании.

Автомобиль «Яндекс.Такси»

Своей основной целью в «Яндексе» называют оказаться «в числе первых в мире компаний, создавших технологию для беспилотного управления автомобилем».

Ранее, кстати, «Яндекс» уже предпринимал шаги в направлении автономного транспорта: в 2016 году компания заключила соглашение с «Камазом» по созданию и внедрению искусственного интеллекта в автомобили.

Кроме того, в том же году «Яндекс» занимался проектом городского микроавтобуса без водителя: планировалось, чтобы беспилотное транспортное средство могло перевозить 10—12 человек. Новая вакансия касается отдельного проекта, уточнили в «Яндексе».

Помимо «Яндекса», разработку беспилотного автомобиля ведут крупные автопроизводители. В 2017 году компании Tesla Motors, BMW, Ford Motor и Volvo Cars пообещали появление на дороге своих полностью самоуправляемых автомобилей в течение следующих пяти лет.

Параллельно «Камаз» работает над беспилотным грузовиком. В феврале 2015 года автозавод анонсировал партнерство с ИТ-компанией Cognitive Technologies, которая должна была создать систему искусственного интеллекта, а «Камаз» бы доработал для нее автомобиль. [9] Подробнее смотрите Беспилотный автомобиль КамАЗ.

Яндекс.Такси

«Яндекс.Такси» — это онлайн-сервис заказа такси через приложение для iOS и Android, а также на сайте taxi.ya.ru. Сервис был запущен в октябре 2011 г., веб-версия — летом 2012 г. Заказывая авто, пассажир может выбрать ценовую категорию и оговорить наличие детского кресла, кондиционера и т. п.

Помимо Москвы сервис доступен в 48 городах России и ближнего зарубежья: Украины, Армении, Грузии, Белоруссии и Казахстана. По данным компании, с «Яндекс.Такси» работает около 120 тысяч водителей в 1200 таксопарках и диспетчерских. Месячный оборот сервиса за декабрь 2016 г. составил 16,2 млн поездок.

Робототехника



Примечания



СМ. ТАКЖЕ (10)


Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2017 год
2018 год
2019 год
Текущий год

  PTV Group (1, 7)
  Вокорд (Vocord) (4, 6)
  VisionLabs (ВижнЛабс) (1, 5)
  Macroscop (Сателлит Инновация) (2, 3)
  Mobotix (1, 2)
  Другие (4, 5)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2017 год
2018 год
2019 год
Текущий год

  Vocord FaceControl - 17 (13, 4)
  Vocord Traffic - 17 (16, 1)
  VisionLabs Luna - 13 (12, 1)
  Видеоаналитика (проекты) - 12 (10, 2)
  PTV Visum - 12 (12, 0)
  Другие 74

  ЦРТ: Визирь - 3 (3, 0)
  FindFace - 2 (2, 0)
  VisionLabs Luna - 2 (2, 0)
  Vocord FaceControl - 2 (2, 0)
  Vocord Видеоэксперт - 2 (2, 0)
  Другие 3

  PTV Visum - 7 (7, 0)
  VisionLabs Luna - 5 (5, 0)
  Vocord Traffic - 3 (2, 1)
  Image Recognition - 2 (2, 0)
  Macroscop VMS - 2 (2, 0)
  Другие 9