Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2

Инок Христофор

Персона

СМ. ТАКЖЕ (1)

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Христофор - монах Кирилло-Белозерского монастыря, автор одного из самых ранних в России музыкально-теоретических руководств - "Ключ знаменный" (1604 г), отмеченного потомками как "ценнейший памятник древнерусской научно-теоретической мысли". Среди многих пособий подобного рода он выделяется обилием сведений, полнотой и стройностью изложения, а в научном отношении, по мнению специалистов, "это бесценный материал для исследования и понимания знаменной системы конца XVI - начала XVII века".

Биография

Год рождения инока Христофора пока неизвестен, год смерти - предположительно 1627-й. Постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, вероятно, после 1600 года, родом москвич, в монастырских документах он именуется простым "крылошанином", то есть певчим.

К скудным сведениям о нем можно добавить, что, по-видимому, он происходил из небогатого сословия. Об этом можно судить по двум его вкладам в Кирилло-Белозерский монастырь: "первый - написанный им в 1602 году стихирарь, второй - скромный денежный вклад на украшение иконы, сделанный им в 1611 году". Стихирарь имеет надпись: "Дал вкладом в Кирилов монастырь крылошенин старец Христофор". По поводу второго вклада в монастырском документе записано: "Клирик старец Христофор Кирилова монастыря дал на оклад Пречистые Богородицы 20 алтын".Как формировался Рунет и развивалась его инфраструктура. Спецпроект TAdviser к 30-летию российского сегмента всемирной сети 4.4 т

В 1601 году монастырской братии насчитывалось в Кирилловой обители около 136 человек, в их числе 20 крылошан.

По монастырскому послушанию, кроме того, он был переписчиком книг, обладая прекрасным почерком и искусством высокохудожественного оформления книг. Известно немало переписанных им книг, большей частью не йотированных, это служебные Минеи, Триоди, Толковое Евангелие и пр. Из певческих рукописей, созданных Христофором, ныне известно всего две: стихирарь путевого распева 1602 года, хранящийся в Государственном историческом музее, и сборник с "Ключом знаменным" 1604 года.

1602: Стихирарь путный (певческая книга)

Певческая книга, стихирарь путный, написанная иноком Христофором в 1602 году, имеет помету: "Написана сия книга рукою... того ж монастыря постриженика чернца Христофоришка-клирошанина, ученика старца Пимина Хомутины". Исследователи пока не пришли к общему мнению, духовным или музыкальным руководителем Христофора был белозерский старец Пимен, бывший "крестовый поп" князя Михаила Воротынского, умершего в 1573 году.

Стихирарь путный, написанный Христофором в 1602 году, так же как и рассматриваемый ниже сборник с "Ключом знаменным", уникален. Он содержит путевые варианты песнопений основных певческих книг того времени.

1604: Сборник с "Ключом знаменным"

В предисловии к сборнику 1604 года Христофор написал: "Сия книга, глаголемая стихорарь, написана... труды и потщанием многогрешнаго и непотребнаго, и ежо аще достоит иноком зэатися, токмо по внешнему образу, по внутреннему же всякия нечистоты и скверны греховныя исполненаго. Устыдехся и имя свое написати, понеже не по имени житие стяжах... Вы же государи велицыи отцы, богоизбраннии мужие, христоименитое стадо, царьское священне, святый язык, людие обновлени кровию Новаго Завета Христова, аще кто от вас учнет сию книгу проходити или станет что списывати, и любо аще в ней обрящет, что неисправлено, и вы, Господа ради, не подивите на мой худый разум, но собою исправите, а мене грешнаго не клените, понеже писала рука бернена (бренная) и человек сквернен. Но паче, о отцы честнии, помянаите мене унылаго в святых своих молитвах, дабы поне мало вашими святыми молитвами получил милость от Вседержителя Бога в день праведнаго суда Его".

Следует заметить, что Христофор в переводе с греческого означает - Христоносец. Отсюда понятной становится в устах инока фраза: "не по имени житие стяжах".

«Ключ знаменной» инока Христофора. 1604 г. (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1001)

Сборник, заключающийся "Ключом знаменным", состоит из стихираря, октоиха на восемь гласов, стихир Евангельских большого и обычного распева, ирмология, Триоди постной, песнопений всенощного бдения, литургии и пр.

Как пишет М. Бражников, "сборник включает в себя почти все песнопения, известные в то время знаменному распеву, и, кроме того, музыкально-теоретическое руководство разностороннего содержания". Сборник возник не случайно, но был задуман в таком составе самим составителем, что подтверждают исследования. Нотный материал для своего "Ключа" Христофор брал из этого составленного им сборника, следуя традициям знаменных певческих азбук.

К концу XVI века знаменное пение столь усложнилось, что практическое использование накопленного в "певческом искусстве материала вышло за пределы возможностей большей части исполнителей, в связи с чем возникла потребность в создании более подробных музыкально-теоретических руководств, каким и является "Ключ знаменный" инока Христофора. Автор, по-видимому, стремился практически помочь в изучении распевов, "понимании неясных или сложных мест в песнопениях, постоянно исполнявшихся певчими". Поэтому "Ключ" и создавался на конкретном певческом материале предварительно составленного сборника.

В предисловии к сборнику Христофор пишет, что стихи и "славники" его подборки "добри зело знаменем и переводов добрых", то есть исправны, написаны точно и хороших редакций. И говорит он это не в похвалу себе, поскольку "не бо что о себе (от себя) составих, но избрал переводы мужей мудрых... еже обычаи имамы звати головщиками". Бражников отмечает тут скромность автора, поскольку "его сборник обнаруживает в нем самом знания, достойные любого головщика".

В своем исследовании указанного документа Г. Никишов отмечает: "Написав объемистые певческие книги, причем с явно творческим отношением к материалу, Христофор проявил себя знатоком знаменной культуры, и знатоком не поверхностным. Совершенно очевидно, что он не сразу приобрел такие глубокие познания и к моменту написания своего труда должен был обладать солидным практическим опытом, творчески осмысливать приобретенные им певческие навыки. Христофор должен был у кого-то учиться... Высокая художественная и певческая культура, в атмосфере которой жил и работал инок Христофор, оказали на него существенное влияние. Проникнутость этой культурой явственно отражается в книгах, написанных, вернее созданных Христофором... Творческое отношение к процессу написания книги, отточенное мастерство высокого класса, а в известных нам певческих сборниках - осмысление и глубокое понимание музыкального материала".

Рука мастера чувствуется как в музыкальных, так и в словесных строках рассматриваемого сборника, который, несмотря на "парадное, высокохудожественное оформление, все же является образцом рабочей рукописи, постоянно использовавшейся в повседневной певческой практике". Виртуозно владея стилем письма "полуустав", инок Христофор имел почерк "уникальный по красоте", выделяющийся среди почерков своего времени "как один из лучших". "С не меньшим блеском выполнена и знаменная запись, в характере которой уже имеются тенденции, развившиеся в более поздних певческих рукописях".

Вообще в "Ключе знаменном" обнаруживаются элементы и отдельные приемы, которые получат развитие в музыкально-теоретических руководствах значительно позднее, то есть Христофор в определенной степени предвосхитил характер дальнейшего развития системы знаменного пения. М. Бражников замечает, что, возможно, "Ключ знаменный" Христофора послужил в известной мере образцом для музыкально-теоретического руководства, написанного (или отредактированного) полвека спустя Александром Мезенцем, известного под названием "Извещение о согласнейших пометах".

Искусству знаменного пения Христофору было у кого учиться- будучи москвичом, он некоторое время в середине 1580-х годов находился в качестве певца в Чудовом монастыре, где головщиком хора в те годы был знаменитый Логин Шишелов. Возможно, что именно там он научился и искусству книгописания, чем в то время особо славился Чудов монастырь. И уж, конечно, чудовский крылошанин Христофор слышал и видел самого Федора Христианина и пел его "переводы". Было у кого учиться иноку Христофору и на Белом озере, кроме опытных кирилловских головщиков того времени, имена которых уже назывались выше, он общался там также с таким выдающимся мастером знаменного пения, как игумен Варлаам (Василий Рогов).

По этому поводу М. Бражников пишет: "Есть все основания предполагать, что игумен Варлаам и инок Христофор не только встречались в обители как игумен и рядовой инок (иначе и быть не могло), но и трудились над улучшением знаменного пения в монастыре. Игумен и музыкант Варлаам по одному своему положению должен был глубоко вникать в вопросы постановки и развития пения на клиросах подчиненной ему обители. Быть может, и написание сборника было предпринято Христофором не без влияния Варлаама и начато еще при нем, хотя осуществилось уже после его смерти. Все это позволяет рассматривать Кирилло-Белозерский монастырь не только как крупнейший очаг древнерусского певческого искусства, но и как центр развития русской музыкальной теории, связанный с именами выдающихся русских распевщиков".

"Ключ знаменный" состоит из нескольких разделов, куда входят общее описание системы знаменной нотации своего времени с перечислением названий знамен и некоторых фитных начертаний, кокизник (попевочник) с примерами попевок из песнопений сборника, сопоставление путевой и столповой нотаций, перечень путевых знамен, которые отсутствуют в столповой нотации, примеры разводов различных фитных начертаний, помещенных в песнопениях сборника и пр.

По объему и характерности примеров "Ключ знаменный" инока Христофора "не имеет аналогов среди предшествующих образцов музыкально-теоретических руководств", поражая "необычайной широтой охвата фондов знаменной певческой культуры".

По словам М. Бражникова, "Христофор, несомненно, подытожил и объединил в своем труде достижения музыкальной теории знаменного пения более раннего времени, возможно - всего XVI века... В то же время его азбука имеет некоторые особенности, показательные не для XVI, а уже для XVII века".

Хотя сам "Ключ" составляет немногим более трех процентов всего певческого сборника, в ходе его исследования выявляется "неохватный объем богатейшего в художественно-историческом отношении певческого материала". Сам сборник также представляет значительный интерес для ученых. "Несомненно, - пишет Г. Никишов, - что исследование сборника в его полном объеме откроет новые пласты музыкального материала большой научной ценности и в значительной степени обогатит наши познания в области древнерусского певческого искусства".

Оба стихираря, 1602-го и 1604 года, "как бы дополняют друг друга и могут быть объединены в одну общую книгу". Примеры путевого распева, помещенные в "Ключе", ориентируют читателя именно на стихирарь 1602 года. Наконец, путевая азбука в "Ключе" "приобретает практический смысл лишь в контексте путевого стихираря". Помещая ее в сборник 1604 года, инок Христофор, по-видимому, хотел "дополнить стихирарь 1602 года необходимыми теоретическими сведениями". Это было продолжение темы путевого распева, знатоком которого и был инок Христофор. Особый стиль знаменного пения, путевой распев, развившийся из обычного столпового, получил наибольшее распространение в тот исторический период, когда жил инок Христофор, и именно в Кирилло-Белозерском и Соловецком монастырях. Это стиль сурового и лаконичного Русского Севера, нашедший также отражение в иконописи, зодчестве и других искусствах, - холодный блеск Белого моря, мощные каменные блоки крепостных стен Соловецкого монастыря с тяжелыми приземистыми башнями, суровая простота и величие.

Как пишет Г. Пожидаева, "это один из немногих распевов, где господствует эмфатически нейтральная просодия, дающая эффект отрешенности и аскетичности звучания".

Становится понятным, почему владыка Варлаам, будучи уже митрополитом Ростовским, тянулся душой в Кирилло-Белозерский монастырь, продолжая делать туда богатые вклады деньгами и вещами - старого маститого головщика-распевщика, вероятно, притягивала сама высокая творческая атмосфера Кирилловой обители, собравшей в своих стенах мастеров и энтузиастов знаменного пения, имена которых и произведения мы еще, возможно, узнаем в будущем.

1605: Потеря Псалтыри

В одной из рукописных книг Кириллова монастыря обнаружена приписка 1605 года: "Месяца февраля книгохранитель старец Илия сказал казначею Евстафью: даны были псалмы Давыдовы... крылошанину Христофору, ученику Пиминову, и тот крылошанин Христофор те псалмы потерял". После этого, надо думать, крылошанин Христофор имел от казначея Евстафия скорбь не малу. А потерять Псалтырь возможность всегда была, особенно, если сопровождал кого из старших в поездке на тройке борзых в соседний монастырь да и выронил где-нибудь на тряских ухабах. Хорошо поставленное в монастыре шорное дело не позволяет сомневаться, что в те времена в Кириллове водились лихие кони.

1612: Вклад переписанного им Евангелия в Горицкий женский монастырь

В нескольких верстах от Кирилловой обители у Ивецкого озера расположен Горицкий девичий Воскресенский монастырь (основан в середине XVI века), для которого Христофор в 1612 году переписал Толковое Евангелие, хранящееся ныне в Государственном историческом музее, имеющее надпись: "Отдал вкладом чернец Христофор, постриженник монастыря Кирилова Белозерского чудотворца, родом москвитин, по чину клирик и слуга святого олтаря, в монастырь Горицкий... господыням святым старицам. И меня, грешнаго, в своих святых молитвах поминати не токмо при моем животе, но и по смерти".

В 1612 году во время штурма монастыря польскими отрядами Христофор, вероятно, был в рядах его защитников и готовился к смерти. Предполагают, что им была переписана еще одна рукопись в 1619 году.

Исследования творчества

Имя инока Христофора как человека, внесшего немалую лепту в развитие русского знаменного пения, вывел из многовекового забвения М. Бражников, обнаруживший его "Ключ знаменный" в одной из рукописей Кирилло-Белозерского собрания.

Научную оценку этого памятника и музыкально-палеографический обзор его содержания в контексте общего исследования знаменных азбук и музыкально-теоретических руководств XV-XVIII веков М. Бражников изложил в своей монографии "Древнерусская теория музыки".

"Ключ знаменный" или, как его назвал М. Бражников, "Азбука инока Христофора", относясь к допометному периоду развития знаменной нотации, является чрезвычайно ценным пособием для тех, кто занимается проблемой расшифровки беспометной нотации, этой одной из насущнейших задач отечественной музыкальной медиевистики.

Опубликован "Ключ знаменный" был уже после кончины М. Бражникова Г.А. Никишовым в 1983 году с комментариями и исследованиями в серии "Памятники русского музыкального искусства" под названием "Христофор. Ключ знаменной. 1604"[1].

Примечания