Московская железная дорога является филиалом РЖД.
В существующих границах Московская железная дорога была организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. История дороги берет начало с открытия движения в 1861 году до Петушков, а 1 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода.
Московская железная дорога - это 13 тысяч км развернутой длины, 8,8 тысяч км эксплуатационной длины, которые обслуживает 50,3 тысячи человек.
История
2000
Подъездные пути Киевского вокзала, 2000 год, Москва
1996
Площадь Киевского вокзала, 1996 год, Москва
1940
Белорусский вокзал. Год: 1937-1940. Автор: Э.Евзерихин
Ярославский вокзал и вход на станцию метро «Комсомольская» Год: 1936-1940. Автор: Н. Кубеев
1939
Улица Земляной вал. Площадь Курского вокзала Год: 1938-1939. Автор: Э. Евзирихин
1917: Эскизы росписей зала ожидания Казанского вокзала князя Щербатова
Князь Сергей Александрович Щербатов получил художественное образование: после окончания университета уехал учиться живописи в Мюнхен. Позже стал учеником знаменитого Игоря Грабаря, который его очень хвалил.
В 1910-е годы Щербатов был единственным художником княжеского статуса на всю Россию – в то время профессионально заниматься живописью для аристократов считалось недостойным.
К росписи вокзала Щербатова привлекли благодаря его дружбе с Владимиром фон Мекком – племянником председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги.
Проект Щербатова утвердила художественная комиссия под руководством Николая Карловича фон Мекка, однако, по словам Войтовой, другие художники не были в восторге от такого сотрудничества. В частности, Александр Бенуа, который принимал участие в росписи вокзала, считал, что Щербатов был дилетантом.
Пришедшие к власти большевики отказались от росписей Щербатова, которые посчитали слишком роскошными и на которые у них просто не было денег. Архитектор вокзала А. В. Щусев пересмотрел проект его оформления. В результате живописное оформление сохранилось только в зале ресторана, который на 2023 г является залом для важных персон. Плафон расписал художник Евгений Лансере.
Проект Щербатова остался существовать лишь в виде эскизов и подготовительного макета. В 1928 году эскизы попали в Бахрушинский музей.
Широкой публике Щербатов запомнился как коллекционер и меценат: богатый дворянин состоял в попечительском совете Третьяковской галереи, входил в Общество друзей Румянцевского музея и даже хотел учредить свой собственный музей частных собраний, но не успел. После революции 1917 года он эмигрировал в Европу.
В Бахрушинский музей в разрозненном виде попали только три части единого картонного макета с росписью для стен вокзала. На них не было подписи Щербатова, а только подпись Николая Карловича фон Мекка – "утверждаю" и дата.
Уже тогда фонды музея насчитывали сотни тысяч экспонатов, поэтому эскизами Щербатова долгое время никто не интересовался.
Эскизами по-настоящему заинтересовались во время недавней сверки музейных коллекций. Начались поиски автора: Инна Войтова провела большое исследование – изучила подробно литературу по истории строительства Казанского вокзала, в частности серию статей Сергея Колузакова. В публикациях обнаружились достаточно точные сведения, кто какой зал оформлял, и среди художников оказался Щербатов.
В эмиграции Щербатов продолжил писать натюрморты, пейзажи, даже выставлялся в Риме. На 2023 г специалисты Щербатовского Нарского исторического общества пытаются выкупить эти работы за рубежом и привезти их в Россию.