2017

ИТ-услуги




ИТ-услуги в терминологии TAdviser - это внедренческий консалтинг, системная интеграция, установка и поддержка оборудования и ПО. Понятие ИТ-услуг родственно термину ИТ-аутсорсинг. Под ИТ-аутсорсингом понимается предоставление услуг поддержки систем в сфере информационных технологий. При оценке объема рынка ИТ-услуг TAdviser включает в него и объем сегмента ИТ-аутсорсинга.

Российский рынок ИТ-услуг

По данным TAdviser, российский рынок ИТ-услуг по итогам 2016 года в рублевом выражении вырос на 4% и достиг объема в 306,4 млрд рублей.

2017 год для российского рынка ИТ-услуг стал годом роста и изменений. Все без исключения участники рынка, опрошенные TAdviser, говорят о положительной динамике, превышающей прошлогоднюю (подробнее).

Выручка участников российского рынка ИТ-услуг

Компания Выручка от ИТ-услуг за 2016 г., млн руб. Выручка от ИТ-услуг за 2015 г., млн руб. Динамика 2016/2015,
1Техносерв42740,541325,43,4%
2Ланит40563,434063,619,1%
3Крок1723516021,37,6%
4АйТеко1450812026,520,6%
5Астерос11071,110171,78,8%
6Maykor10234,110629,4-3,7%
7Инфосистемы Джет9991,48074,423,7%
8АйТи6730596012,9%
9ICL Services*5861485920,6%
10Форс57194464,228,1%
* - Входит в группу компаний ICL TAdviser 2017

Крупнейшие российские компании, оказывающие инсорсинговые ИТ-услуги, продолжают расти и делают это все быстрее. Оборот топ-20 ИТ-инсорсеров в 2016 году по отношению к 2015 году, по данным TAdviser, увеличился на 38,1%, тогда как за предыдущий аналогичный период динамика была на уровне 17,6% (подробнее).

Выручка крупных инсорсинговых ИТ-компаний в 2015-2016 гг.

Компания Год образования Выручка в 2015 году (тыс. руб.) Выручка в 2016 году (тыс. руб.) Динамика
1«Лукойл-Информ»200520 411 75621 065 0803%
2«Сбертех»201114 858 24120 340 81236%
3«Сибинтек»*1999343 49514 460 278>1000%
4ИТСКГазпром нефть»)20086 145 9735 690 393-7%
5«Гринатом» («Росатом»)20094 636 6995 351 73215%
6«Сбербанк-Сервис»20131 882 8803 434 39382%
7НИИАС (РЖД)20073 036 7542 937 314-3%
8«Башнефть-Информ»20032 357 6132 908 01523%
9«РТ-Информ»20121 881 9832 541 78435%
10«Транснефть-Технологии»20121 953 6002 523 82229%
11«ИТ-Сервис» («Сибур»)20141 216 4902 266 13286%
12ОЦРВ (РЖД)20001 584 9751 970 62124%
13«Северсталь-Инфоком»20021 498 3021 826 85621%
14«Интер РАО - ИТ»20071 339 3291 462 8849%
15«ММК-Информсервис»20101 166 3551 423 57122%
16«ИТ-Сервис» (РУСАЛ)2003505 342772 78352%
17«ОМК-Информационные технологии»2013845 066729 750-13%
18«НЛМК-Информационные технологии»2012834 831729 258-12%
19«АйТи Энерджи Сервис» («Россети»)2001734 738610 847-16%
20«РусГидро ИТ сервис»2009406 205368 127-9%
Итого67 640 62793 414 45238,1%
Источник: TAdviser

*Через дочерние структуры «Роснефть» владеет только половиной «Сибинтека»

Примечание: «Газпром Информ», присутствовавший в списке 2015 года, в список 2016 года не вошел, т.к. по состоянию на момент выхода нового списка не раскрыл выручку за 2016 год.

Актуальные проекты
Сотрудничество ICL Services с одним из лидеров логистического рынка России — компанией Itella — началось в 2011 году. Через некоторое время у заказчика были инициированы значительные структурные изменения в управлении ИТ-услугами для того, чтобы соответствовать быстро меняющейся ситуации на рынке. Клиенту потребовалось сократить издержки, однако количество инцидентов, поступающих в службу поддержки росло. Жалобы на качество взаимодействия пользователей со службой Service Desk также увеличивались. В результате проекта, выполненного экспертами ICL Services, уровень удовлетворенности клиента C-SAT был увеличен с 5 до 7 по 10-балльной шкале. В целом, опыт реализации проекта показал, что компания Itella в России успешно поддерживает и развивает собственное ИТ-направление. Это обеспечивает результативную структуру управления в компании и способствует комфортной и бесперебойной работе, за счет грамотно организованной поддержки ИТ-систем.
Российский рынок ИТ-аутсорсинга

По оценке TAdviser по итогам 2016 года российский рынок ИТ-аутсорсинга вырос на 16% и достиг отметки в 88,4 млрд рублей. Стабильный рост обеспечивается как развитием информационных технологий в стране, так и экономической ситуацией, в которой находятся российские предприятия. Аутсорсинг уже входит в стадию технологической и психологической зрелости: заказчики готовы отдавать часть систем или ИТ-инфраструктуры во вне, а поставщики обладают технологическими ресурсами для обеспечения необходимого уровня доступности и защищенности систем.

По итогам 2017 года TAdviser прогнозирует схожую положительную динамику на уровне 15-16% (подробнее).


Выручка российских компаний от услуг ИТ-аутсорсинга

Компания Выручка от услуг ИТ-аутсорсинга за 2016 г., млн руб. Выручка от услуг ИТ-аутсорсинга за 2015 г., млн руб. Динамика 2016/2015,
1Ланит15461,412028,528,5%
2Maykor10234,110629,4-3,7%
3Инфосистемы Джет72245768,925,2%
4Крок6359,95321,319,5%
5АйТеко4909,64295,214,3%
6Борлас245023902,5%
7Амтел-Сервис2114,6184714,5%
8ICL Services* 1892170411%
9АМТ-Груп1533114234,2%
10АйТи115098017,3%
* - Входит в группу компаний ICL TAdviser 2017

Аналитический центр TAdviser подготовил новый ранкинг «Аутсорсинг поддержки решений SAP: крупнейшие игроки в России», в котором представлены данные о доходах крупнейших сервисных партнеров SAP за 2015-2016 годы от соответствующих услуг.


Согласно новому ранкингу, крупнейшими российскими аутсорсерами поддержки решений SAP стали компании «ЕАЕ-Консалт» (выручка 833 млн рублей), «Энергодата» (748 млн рублей) и IBS (420 млн рублей). В аналогичных рейтингах прошлых лет эти компании также входили в число лидеров (подробнее).

Арсенал ИТ-директора

Активное использование облачных технологий в последние годы стало одной из основных рыночных тенденций. Даже крупные компании охотно выносят данные и автоматизируют бизнес-процессы с помощью внешних по отношению к корпоративной ИТ-инфраструктуре сервисов — частных или публичных. Это позволяет существенно снизить капитальные затраты на инфраструктуру, а также повышает гибкость процессов и ускоряет прохождение различных инноваций внутри компании, связанных, в том числе, с выводом на рынок новых продуктов и услуг. Несмотря на огромную популярность таких сервисов, в интернете можно найти множество противоречивых мнений и даже откровенных заблуждений, связанных с переходом в облака. Тимур Бадретдинов, руководитель направления Microsoft в компании «Системный софт», попробовал разобраться с наиболее типичными из них.

Аутсорсинг поддержки рабочих мест – сервис, при котором обслуживание и поддержка ИТ-систем и ИТ-инфраструктуры передается внешнему квалифицированному поставщику услуг. При этом подрядчик несет ответственность за их функционирование и работоспособность. Какие преимущества получит заказчик? Какие услуги можно отдать аутсорсеру, и как будет формироваться их стоимость? Что должно быть прописано в SLA? В этих и других вопросах, которые волнуют заказчиков, TAdviser разбирался совместно с Юрием Панченко, заместителем директора Сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет».

Чтобы выбрать провайдера ИТ-услуг, можно обратиться за помощью к консультантам, которые постоянно осуществляют мониторинг состояния рынка сервисов и знают сильные и слабые стороны ключевых провайдеров. Однако, такой подход использует преимущественно крупный бизнес, компании масштабом поменьше делают выбор самостоятельно, опираясь на приведенные в материале алгоритмы.

Существует ли реальная конкуренция между западными и российскими сервисными компаниями? Местные поставщики ИТ-услуг утверждают, что пока российские организации делают выбор в пользу отечественных ИТ-сервисных компаний, поскольку они способны на более оперативный и гибкий ответ в меняющихся проектных условиях.

Аутсорсинг часто противопоставлялся инсорсингу как способ решения ИТ-задач, стоящих перед компанией. Как показывает практика развития ИТ-аутсорсинга последних лет, обе модели несут в себе плюсы и минусы, так что универсального рецепта нет ни для одной организации. Не всегда аутсорсинг – способ сэкономить, а инсорсинг – не всегда означает получение более слабой экспертизы по сравнению с обращением к профессиональному провайдеру ИТ-услуг.

Потребители ИТ-услуг могут использовать для расчетов с поставщиками различные модели: мультисорсинг и моносорсинг, оплату по «факту» или фиксированной тарифной сетке. Чтобы выбрать оптимальную, придется произвести точные расчеты.

Привлекательность ИТ-аутсорсинга кажется очевидной для тех, кто стремится сократить затраты и получить эффективный инструмент для решения современных бизнес-задач. Внешняя техподдержка помогает получить стратегические, качественные, операционные и технологические преимущества. Однако передача внутренних процессов внешнему исполнителю — довольно рискованное мероприятие, которое не всегда является эффективным. Поговорим о плюсах и минусах ИТ-аутсорсинга.

Мировой рынок ИТ-сервисов

Рынок ИТ-услуг активизировался для сделок по слияниям и поглощениям (M&A). Объем соответствующих инвестиций в первой половине 2017 года вырос вдвое. Такие данные приводит консалтинговая компания Hampleton. За указанный период на мировом рынке ИТ-услуг были заключены M&A-контракты на общую сумму $21,9 млрд против $10,75 млрд во второй половине 2016 года. Показатель первого полугодия 2017-го оказался вторым по величине в истории после 2011 года.

Согласно данным исследования Citrix и IDC, во всём мире 94% компаний активно готовятся к современным реалиям, ориентации на облачные технологии: они занимаются либо пересмотром и трансформацией, либо модернизацией своих сетевых инфраструктур, чтобы упростить доставку приложений.

Реклама на этой странице

Новости

Системы по количеству проектов внедрений (ИТ-аутсорсинг / Транспорт)


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры 21 (список) 31 (список)
2 Проекты ИТ-аутсорсинга 23 (список) 26 (список)
3 Консалтинговые проекты 3 (список) 5 (список)




Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры21310
Проекты ИТ-аутсорсинга23260
Консалтинговые проекты350